Wanda Jackson как зеркало мирового рок-н-ролла

Страницы: 1 2

WANDA JACKSON

Замечательная американская певица и гитаристка, носящая титул «первая леди рока», Ванда Лавонн Джексон (Wanda Lavonne Jackson) родилась по одной версии — 19 марта 1937 года, по другой — 20 октября 1937 года, в городке Мод, штат Оклахома. Её отец Томас Джексон, профессиональный музыкант, вечерами играл на пианино в барах, а днём подрабатывал. Однако во времена Великой Депрессии в небольшом городке в пустынной Оклахоме было немного возможностей заработать.
В 1941 году мистер Джексон погрузил всё своё семейство в автомобиль и отправился на поиски лучшей жизни в Калифорнию. Они обосновались в 90 милях от Лос-Анджелеса, в небольшом сельскохозяйственном городке Бейкерсфилд, будущей столице кантри-музыки Западного побережья, где прожили 8 лет.
Два года спустя Джексон-старший купил Ванде первую гитару и показал дочери несколько аккордов, а также всячески поощрял ее интерес к занятиям на фортепьяно. Вдобавок ко всему, они вместе посещали концерты Текса Уильямса (Tex Williams), Спейда Кули (Spade Cooley), и Боба Уиллса (Bob Wills), которые произвели на ребёнка неизгладимые впечатления и с юных лет привили любовь к кантри. Когда Ванде было 12 лет, отец снова перевёз всю семью назад в Оклахому (Оклахома-Сити).
Свою музыкальную карьеру Ванда Джексон начала в возрасте 13 лет, имея в активе только новенькую гитару, подарок отца на день рождения, и невероятные амбиции. Кроме этого, у неё был настоящий природный талант к пению, и уже спустя совсем немного времени, она могла петь и самостоятельно аккомпанировать себе на гитаре.
Всего в двух кварталах от Capitol Hill Jr. High School, в которой училась Ванда, находилась местная радиостанция KLPR, которая устраивала конкурсы для молодых талантов, и на одном из таких конкурсов Ванда Джексон заняла первое место. И это положило начало её невероятной карьере.
Ей было всего 14 лет, когда она вела своё собственное 15-минутное радио-шоу, которое было главным призом в том конкурсе. Оно имело популярность у аудитории, и со временем его продолжительность увеличилась до ежедневной получасовой программы.
В 1954 году одну из этих программ услышал исполнитель кантри Хэнк Томпсон (Hank Thompson) и предложил девушке контракт на запись с его группой BRAZOS VALLEY BOYS. Ванда Джексон записала несколько песен с этим коллективом, в том числе дуэт с лидером группы Билли Грэем (Billy Gray) «You Can't Have My Love». Первоначально она намеревалась заключить контракт с Capitol, но ввиду несовершеннолетия ей было отказано. В итоге, Ванде пришлось заключить контракт с Decca, которая не обратила внимания на юный возраст исполнительницы — на тот момент Ванда ещё училась в школе — и эта запись стала её первым хитом, достигнув 8-й позиции в кантри-чарте.
Затем, после окончания школы, в 1955 году Ванда Джексон отправилась в свой первый концертный тур, в ходе которого её сопровождал отец, а мать помогала придумать сценический образ и сшить костюмы. Как вспоминает сама Ванда: «Я была первой, кто привнёс немного сценического блеска в кантри-музыку — платья, обрамлённые бахромой, высокие каблуки, длинные серьги».
Первый гастрольный тур носил название Ozark Jubilee, и, помимо Ванды, в нём участвовали и другие популярные исполнители. Номинально он проходил под маркой кантри, однако, присутствие в числе участников молодого Элвиса Пресли (Elvis Presley), автоматически переводило его в разряд рок-н-ролльных вечеринок.
Именно Элвис Пресли был человеком, который убеждал талантливую девушку исполнять рокабилли. «Ванда», — говорил он ей, — «У рок-н-ролла большое будущее». Призвав в свои союзники Томаса Джексона, Элвис всё-таки убедил Ванду попробовать. Он даже порекомендовал ей несколько песен. И Элвис оказался прав во всём. У рок-н-ролла действительно оказалось невероятное будущее, и что немаловажно, у Ванды Джексон в рок-н-ролле будущее тоже было многообещающим, несмотря на то, что поначалу у неё ничего не получалось.
Кто-то утверждает, что Элвис и Ванда встречались. Возможно это и так, однако у Элвиса спросить об этом, к сожалению невозможно, а сама Ванда, когда ей задают подобные вопросы, лишь лукаво улыбается в ответ. Впрочем, эта версия объясняет, почему, несмотря на относительные неудачи, Ванда Джексон не отказалась от идеи исполнять рок-н-ролл. Хотя на студийных записях это никак не отражалось — Decca продолжала записывать и выпускать кантри.
В 1956 году контракт с Decca истёк, и Ванда Джексон, наконец, осуществила свою мечту и подписала контракт с Capitol. Их сотрудничество продолжалось до начала 70-х годов, и это было действительно плодотворное сотрудничество. Однако начало работы на Capitol оказалось для Ванды не самым простым. Глядя на триумфальное шествие рок-н-ролла по США, она приняла окончательное решение в его пользу. Однако, её первая запись находилась еще под влиянием «сельских» корней.
Речь идёт о «I Gotta Know», которая во многом предвосхитила стиль Ванды на ближайшие несколько лет. Песня начинается как баллада в стиле кантри, однако уже после нескольких первых строк срывается на зажигательный рок-н-ролл, в котором есть что-то от раннего Элвиса и Джина Винсента (Gene Vincent). Затем снова затишье и снова рок.
Эта замечательная пластинка стала первым хитом Ванды Джексон на Capitol, поднявшись на 20-ю строку хит-парада кантри-энд-вестерн. Можно даже сказать больше — эта запись стала прототипом всего её творчества в обозримом будущем. В Capitol не знали, что им поделать с подобным талантом и, проанализировав успех дебютного диска, поступили просто — на каждый сингл они стали помещать по одному рокеру и одной записи в стиле кантри.
Примерно в это же время сформировался и образ лирической героини в творчестве Ванды Джексон. Если до этого в кантри преобладал образ порядочной милой барышни, верной супруги и замечательной хозяйки, то в песнях Ванды Джексон видна уверенная в себе женщина, дерзкая, ироничная, в чём-то циничная, но в то же время нежная и ранимая.
При этом все её безапелляционные заявления были подкреплены великолепным голосом и безупречными аранжировками её песен, а в их записи принимали участие лучшие сессионные музыканты 50-х годов: Джо Мэфис (Joe Maphis), Бак Оуэнс (Buck Owens), Мерл Трэвис (Merle Travis), Эл Даунинг («Big» Al Downing), Скитс МакДоналд (Skeets McDonald), Вернон Сэндаски (Vernon Sandusky) и другие.
Впоследствии Ванда Джексон неоднократно обращалась к любовной тематике, а апогеем стала, возможно, её лучшая запись «Savin» My Love« (1958). Страстный и в то же время сдержанный вокал вполголоса, будоражащая аранжировка и самый раскрепощённый текст, который только возможно было представить, просто не могли оставить равнодушным ни одного мужчину.
В 1957 году Ванда Джексон записала свой, пожалуй, самый известный рокабилльный боевик «Fujiyama Mama». С какой стороны ни взгляни, эта песня безупречна: и зажигательный вокал, и рок-н-ролльный темп, и интересный текст. Песня была наполнена красноречивыми образами и недвусмысленными ссылками на Вторую Мировую войну, а именно на тот её трагический эпизод, когда США совершили свою чудовищную атомную бомбардировку Японии.
Но эта песня была вовсе не об атомной бомбе, хотя и Хиросима, и Нагасаки, и атомная бомба упоминались в ней. И самое удивительное было то, что наибольшего своего успеха песня достигла именно в Японии, удерживая первое место в хит-параде в течение 6 месяцев, а 7-недельные гастроли Ванды Джексон в 1959 году в Стране Восходящего Солнца прошли при полных залах.
А в 1958 году Ванда Джексон записала ставшую впоследствии её «визитной карточкой» «Let's Have A Party». В записи песни принимали участие известные музыканты из группы Джина Винсента (Gene Vincent) BLUE CAPS, гитарист Бак Оуэнс (Buck Owens) и пианист Эл Даунинг («Big» Al Downing). Впервые она была записана Элвисом Пресли в 1957 году для фильма «Loving You». В его исполнении это был замечательный рок-н-ролл, однако Ванда превратила и без того энергичную песню во взрыв эмоций и неподдельного веселья.
Это был зажигательный рок-н-ролл с удивительно бестолковыми словами, но в этом и состояла вся его прелесть: «I never kissed a bear, I never kissed a goon, but I can shake a chicken in the middle of the room». Сложно сказать, что может происходить на вечеринке, где посреди комнаты трясут цыплятами, но если это случается, то, наверное, сложно забыть такую вечеринку.
Эта песня — настоящий приступ рок-н-ролльного энтузиазма, который в то время пока ещё находился на своём пике и не был омрачён скандалами вроде «Пайолы» и вереницей трагических смертей исполнителей рок-н-ролла, которые, словно злой рок, начали преследовать рок-н-ролл с конца 50-х годов. Она буквально искрилась тем неподдельным весельем, которое излучало всё то удивительное десятилетие.
Сейчас в это трудно поверить, но потенциальный хит был размещён в качестве наполнителя на первом долгоиграющем альбоме Ванды Джексон, который вышел тогда же, в 1958 году, и как ни странно, был практически проигнорирован публикой. Впрочем, эта же участь постигала все её рок-н-ролльные альбомы того времени.
Настоящий и заслуженный успех эта песня обрела лишь в 1960 году, когда ди-джей из Айовы по имени Дез Моне (Des Moines) начал крутить песню с альбома двухлетней давности в качестве музыкальной заставки к своим программам. И как это часто бывает, в студию начали звонить радиослушатели, с просьбой повторить понравившуюся песню, ну, а дальше было всё как в старой сказке…
Через некоторое время Ванда Джексон не без удивления узнала, что у неё имеется хит в штате Айова. Песня была в срочном порядке переиздана на сингле в паре с «Cool Love» и эта гремучая смесь стала первым настоящим национальным успехом Ванды Джексон. Песня поднялась на 37-ю строчку хит-парада Billboard в категории «поп».
После этого Ванда Джексон стала называть свою группу PARTY TIMERS и на волне интереса к «вечериночной» тематике в следующем году продолжила серию выпуском «There's A Party Goin» On«, а завершила трилогию записью »Man We Had A Party« в том же 1961 году.
Кроме этого, видя интерес публики к рок-н-роллам, в исполнении Ванды Джексон, фирма Capitol в срочном порядке скомпоновала сборник по следам сессий последних 4-х лет и, кое-как сляпав конверт и не слишком ломая голову над названием, выбросила его на рынок под названием «Rockin» With Wanda«.
Вслед за этим было записано ещё несколько песен с целью выпуска рок-н-ролльного альбома с новым материалом, для чего в помощь Ванде был направлен кантри-виртуоз гитарист Рой Кларк (Roy Clark). В результате, изобретательные гитарные риффы Кларка украсили несколько лучших песен Джексон за всю её карьеру, среди которых были «Tongue Tied» и «Riot In Cell Block #9», как продолжение созданного ещё в 50-х годах сценического образа Ванды. Альбом «There's A Party Goin» On« вышел тогда же, в 1961 году, однако, так же как и его предшественники, успеха не имел.
Тогда руководство компании решило, что дело, видимо, в имидже исполнительницы. Простая обаятельная девушка из провинции, поющая соответствующее этому имиджу кантри, должна была привлечь больше интереса у уставшей от рока благопристойной публики. Тем более к тому времени рок-н-ролл либо окончательно ушёл в подполье, либо благополучно переместился в Старый Свет. Но ни тот, ни другой вариант Ванду Джексон не устраивал.
Поэтому в спешном порядке было записано и выпущено на рынок сразу три кантри-альбома Ванды Джексон. Как выяснилось, эту музыку она может исполнять не хуже чем рок-н-ролл, причём в только ей одной свойственной манере. «Right Or Wrong» и «Love Me Forever» вышли в том же 1961 году, «Wonderful Wanda» в 1962-м, и имели стабильный успех, к тому же две песни из «Right Or Wrong» — заглавная и «In The Middle Of The Heartache» - попали в десятку кантри-чартов.
Кроме этого, подсуетилась и Decca, выпустив кантри-синглы Ванды 1954–1955 годов в виде лонгплея «Lovin» Country Style«. Ванда Джексон, наконец, узнала, что значит получать реальные доходы от своего творчества.
Немного ранее, в 1961 году Ванда Джексон вышла замуж за Уэнделла Гудмена (Wendell Goodman), программиста IBM. Однако вместо того, чтобы оставить шоу-бизнес, как в то время поступали многие женщины-исполнительницы кантри, работу бросил её муж и стал её менеджером.
В течение 1962 года Ванда Джексон продолжала записывать и выпускать песни в стиле кантри. Было очевидно, что рок-н-ролльная карьера Ванды подошла к концу. В 1963 году она всё же записала несколько классических рок-стандартов, в том числе «Rip It Up», «Honey Don't» и будоражащую «Whole Lotta Shakin» Goin« On». В ней она облизывала губы так же соблазнительно, как и в лучшие свои рок-н-ролльные времена, но было ясно, что рок уже закончился.
Последние рок-н-роллы нашли своё пристанище на ее альбоме «The Two Sides Of Wanda Jackson» (1963), составленном в лучших традициях Capitol: одна сторона — рок-н-ролл, вторая — кантри. Отныне «обе стороны Ванды Джексон» были в стиле кантри.
С 1964 года творческая карьера Ванды вошла в русло стабильности. С 1965 по 1967 годы она вела организованное её супругом собственное телешоу «Music Village», а в 1966 году записанная специально для германского рынка на немецком же языке пластинка «Santo Domingo» заняла там первое место в хит-параде.
В это же время, начиная с середины 60-х годов, Ванда Джексон успешно освоила доселе закрытый рынок в Лас-Вегасе и к концу 60-х заметно преуспела в жанре лас-вегасовской баллады. Эти песни имели мало общего с кантри, и уж совсем ничего общего с рок-н-роллом, но зато они приносили доход, а для замужней дамы и матери двух детей это было немаловажно.
В 1971 году супруги открыли для себя христианство, и это, как утверждает Ванда, спасло их брак, но полностью вычеркнуло из её жизни светскую музыку. В 1972 году, перед уходом с Capitol в Myrrh (переход был вынужденным - лейбл не интересовала духовная музыка в исполнении первой леди рока), Джексон записала госпел-альбом «Praise The Lord», а после перехода — ещё три альбома госпелов на новом лейбле.
В 1977 году она снова сменила выпускающую компанию, на этот раз Word Records, и здесь записала ещё два альбома госпелов. В течение 70-х годов Ванда практически не гастролировала, если не считать небольших концертов для братьев и сестёр по вере в евангелических приходах по всей стране.
В итоге, к началу 80-х, на родине популярность Ванды Джексон сошла «на нет». Но в Европе она была всё так же популярна в многочисленной среде поклонников старой музыки, которые вели активную кампанию по возрождению рок-н-ролла. Ванда Джексон была приглашена в Европу для участия в рокабилли- и кантри-фестивалях, а также для записи новых альбомов. Позже такие приглашения неоднократно повторялись.
Многие кантри- и рокабилли-музыканты признают решающее влияние на своё творчество Ванды Джексон. Среди них и Рози Флорес (Rosie Flores), которая включила в свой альбом 1995 года «Rockabilly Filly» два дуэта с Вандой Джексон и пригласила её в последовавшее после этого турне. Это был первый полномасштабный тур Ванды со времен 70-х годов.
В настоящее время она, как и прежде, выступает с концертами и записывает альбомы. На них неизменно играют лучшие музыканты — поклонники и друзья Ванды Джексон, считающие это честью для себя. Рози Флорес, Ли Рокер (Lee Rocker), Элвис Костелло (Elvis Costello), Дэйв Элвин (Dave Alvin). Элвис Костелло даже написал эмоциональное письмо в Rock And Roll Hall Of Fame, в котором он обвинил их в близорукости — Ванда Джексон до сих пор не удостоена чести быть введённой в «Зал Славы рок-н-ролла», несмотря на все её заслуги.
Впрочем, для поклонников и для самой Джексон это не имеет большого значения. Своё почётное место в истории рока она уже заняла. Шесть лет зажигательного рок-н-ролла — это немало. Хотя сама Ванда, спустя 40 лет, относится к своей популярности с небольшой иронией: «Я всего лишь делала то же, что и Элвис, Джерри Ли, Джонни Кэш, Карл Перкинс, Бадди Холли и многие другие парни в это время. Единственное, что меня отличало от них, это то, что я была девушкой». Однако, скромность не позволяет Ванде Джексон сказать главного — не просто девушкой, а «Королевой рокабилли», которой она была тогда и остается до сих пор.

Дискография:

1. Wanda Jackson (Capitol 1958)
2. There's a Party Goin' On (Capitol 1959)
3. Rockin' with Wanda (Capitol 1960)
4. Right or Wrong (Capitol 1961)
5. Lovin' Country Style (Capitol 1962)
6. Wonderful Wanda (Capitol 1962)
7. Love Me Forever (Capitol 1963)
8. Blues in My Heart (Capitol 1964)
9. Sings Country Songs (Capitol 1966)
10. Closer to Jesus (Word 1967)
11. Reckless Love Affair (Capitol 1967)
12. Wanda Jackson Salutes the Country Music Hall of Fame (Capitol 1967)
13. You'll Always Have My Love (Capitol 1967)
14. Cream of the Crop (Capitol 1968)
15. The Happy Side of Wanda Jackson (Capitol 1969)
16. The Many Moods of Wanda Jackson (Capitol 1969)
17. Wanda Jackson in Person (live)(Capitol 1969)
18. A Woman Lives For Love (Capitol 1970)
19. Country (Capitol 1970)
20. I've Gotta Sing (Capitol 1971)
21. I Wouldn't Want You Any Other Way (Capitol 1972)
22. Praise the Lord (Capitol 1972)
23. Country Keepsakes (Capitol 1973)
24. When It's Time to Fall in Love Again (Capitol 1973)
25. Country Gospel (Word 1974)
26. Now I Have Everything (Myrrh 1974)
27. By the Time I Get to Phoenix (Hilltop 197 )
28. Leave My Baby (Hilltop 197 )
29. Please Help Me I'm Falling (Hilltop 197 )
30. Tears at Grand Ole Opry (Hilltop 197 )
31. We'll Sing in Sunshine (Hilltop 197 )
32. My Testimony (Word 1982)
33. Rock & Roll Away Your Blues (Varrick 1984)
34. 2 Sides of Wanda (Capitol 1987)
35. Live and Still Kickin' (DCN 2003)
36. Heart Trouble (CMH 2003)

компиляции:

1. Best of Wanda Jackson (Capitol 1967)
2. Nobody's Darlin' (Vocalion 1969)
3. A Portrait Of… (Capitol 1970)
4. Pioneers of Rock (Starline 1972)
5. I'll Still Love You (DJM 1976)
6. Greatest Hits (Curb 1979)
7. Rock'n'roll History (Capitol 1979)
8. Country Classics (Capitol 1980)
9. Her Greatest Country Hits (EMI 1985)
10. Early Wanda Jackson (Bear Family 1986)
11. Let's Have a Party (Charly 1986)
12. Rockin' in the Country: The Best of Wanda Jackson (Rhino 1990)
13. Greatest Hits (Hollywood 1990)
14. Right or Wrong (Bear Family 1993)
15. Vintage Collections Series (Capitol 1996)
16. Hits & Rarities (Music Collection 1996)
17. Ultimate Compilation (1996)
18. Tears Will Be the Chaser for Your Wine (Bear Family 1997)
19. Queen of Rockabilly (Ace 2000)
20. Wanda Rocks (Bear Family 2002)
21. Country Classics, Vol. 2 (2002)
22. Heartache (Varese Sarabande 2004)
23. The Best of Wanda Jackson (K-Tel Entertainment 2005)

Источник: Максим Киндрук


Страницы: 1 2

7 комментов на “Wanda Jackson как зеркало мирового рок-н-ролла”

  1. 1 D@rk (комментов: 2) Пишет:

    Молодец!

  2. 2 D@rk (комментов: 2) Пишет:

    Ну чтож, в стиле своего времени, хоть я и никогда не слушал рок-н-ролл 50-70 г, мне очень даже понравилось.

  3. 3 Pepsimist (комментов: 1159) Пишет:

    Из относительно раннего стоит послушать хотя бы The Animals, Shocking Blue. У меня они выложены в Пепси Радио. Там старой вообще довольно много.

    Инвайт получил, спасибо. Но вчера то ли Gmail барахлил, то ли у меня что-то не заладилось, но не мог войти даже в свой первый ящик. Сегодня буду пробовать еще.

  4. 4 Евгений (комментов: 1) Пишет:

    Wanda это просто супер, только вот скачать не получается, очень очень жаль. Если кто знает как и где скачать - подскажите пожалуйста!!!

  5. 5 Pepsimist (комментов: 2482) Пишет:

    У меня скорость отдачи небольшая, поэтому придется подождать. Но сегодня выложу.

  6. 6 Pepsimist (комментов: 2482) Пишет:

    Обновил ссылку. Можете качать.

  7. 7 qwelkj69 (комментов: 1) Пишет:

    оче нь хороший саунд!!!! сегодня в первые о ней услышал