Дидактический материализм или о нравственных привычках воспитываемых

Угадайте с трех раз автора этих трех блестящих, выдающихся по глубине высказываний:

  • Музыка — притупляет ум.
  • Наука — кусок золота, изготовленный алхимиком.
  • Дети не умеют жалеть.

Автор — великий ум нашей эпохи, мудрый Лев Николаевич Толстой.
У Льва Николаича была объемистая борода и большой лысый лоб, в котором не переводились мысли, и он эти мысли выпускал на волю, облекая в ту форму, какая попадалась под руку.
Слог его не интересовал, слова и их порядок были безразличны, главное — высказаться и донести мудрое и вечное до современников и потомков.
Оттого язык тяжелый, корявый, поросший мхом, насыщенный канцелярскими оборотами, многословный и угрюмый.
Читаешь — будто идешь по бурелому в горах: кругом валуны, камни, рухнувшие стволы, колючие кусты, а ты сквозь это все лезешь, протискиваешься, разбиваешь ноги и морда вся в поту и паутине.
Язык его не человеческий, а суконно-конторский, почти машинный.
Люди так не разговаривают. Так читают скучные душеспасительные лекции, так пишут докладные записки и бухгалтерские справочники. Так проводят суровые назидательные беседы, составляют дидактические материалы, но в обычной жизни не говорят. И хорошие книги таким языком не пишут. Ну просто не получится из этого хорошая книга.
Чтобы Льва Николаича понять, приходится самому переводить его на живой русский.

  • Воспитание есть воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемого усвоить известные нравственные привычки.
  • Вера есть понимание смысла жизни и признание вытекающих из этого понимания обязанностей.
  • Бывает труд ненужный, суетливый, нетерпеливый, раздраженный, мешающий другим и обращающий на себя внимание. Такой труд гораздо хуже праздности. Настоящий труд всегда тихий, равномерный, незаметный.
  • Все люди, занятые истинно важным делом, всегда просты, потому что не имеют времени придумывать лишнее.
  • Важно всегда было и будет только то, что нужно для блага не одного человека, но всех людей.
  • Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние семей и, что ужаснее всего, губит душу людей и их потомство.
  • Великие предметы искусства только потому и велики, что они доступны и понятны всем.
  • Брак истинный только тот, который освещает любовь.
  • Всякое рассуждение о любви уничтожает любовь.

Лев Толстой и дети

Facebook Twitter Yandex Evernote del.icio.us News2.ru Memori.ru Вконтакте.ru МойМир.ru

4 комментов на “Дидактический материализм или о нравственных привычках воспитываемых”

  1. 1 tan (комментов: 26) Пишет:

    А язык "Анны Карениной" или "Севастопольских рассказов" - тоже корявый и угрюмый?

  2. 2 Pepsimist (комментов: 2321) Пишет:

    Скорее тяжелый, не живой. И очень многословно. Предложения по трети страницы попадаются — пока дочитаешь, воздуху не хватает.

  3. 3 Татьяна (комментов: 3) Пишет:

    Но в этом есть и своя дикая красота - в этих буреломах, ненадежных выползнях ледников и прилипчивой мошкаре. По отдельности все раздражает, а заберешься на горку - вид потрясающий! ))

  4. 4 Pepsimist (комментов: 2321) Пишет:

    Да конечно есть. Это дело вкуса и предпочтений. Кто-то любит в парке прогуливаться, а кто-то предпочитает лезть в тайгу или джунгли. Это нормально.

Оставить комментарий

Ваш первый комментарий модерируется, поэтому появится не сразу.
Комментарии со ссылками проходят модерацию обязательно.
Комментарии, где в поле имени прописан ключевик, реклама, слоганы — удаляются.