О школе-призраке, мосте-призраке и реальном детстве

Бывший Фрунзенский вал, ныне Хамовнический.
Снимок сделан с места старого Андреевского моста, который лужков со своей камарильей зачем-то перенес дальше, превратил в пошлую стеклянную оранжерею и назвал Пушкинским.
Бедный Пушкин и бедный Андреевский мост…
И бедный старый сквер, раздавленный одним из концов этой идиотской оранжереи.
Так что сейчас Андреевского моста вроде бы и нет, но он есть.
Или наоборот.

Андреевский мост вскоре после постройки.

Андреевский мост вскоре после постройки

Что интересно, доски, что видны на фотографии, позже не заменили на что-то более надежное и солидное.
Так они и оставались все время, и когда шел по мосту, то под ногами, между досками виднелась река.
Когда же по мосту проходили товарняки, мост грохотал, дребезжал и доски под ногами неприятно вибрировали.
Ходить через него было страшновато.
Но все же мост был красивый и какой-то уютный.

Андреевский мост перед его разрушением.

Андреевский мост перед разрушением

Сейчас весь район между набережной и Комсомольским проспектом производит впечатление пережившего удар биологического оружия. Там нет живого, там сплошная недвижимость. Пустые дворы, пустые переулки, скверы, вместо продуктовых магазинов пафосные салоны и бутики.
Там, где на самой первой фотографии видна вывеска «Бильярды» раньше были кассы кинотеатра «Старт».
Двор назывался «стартовским» и вся шпана тоже была «стартовской».
Стартовские не любили «балетных», что обитали у балетного училища.
И наоборот.
Правда, нелюбовь эта никогда не принимала мордоворотных форм, вроде двор на двор.
Скорее, вся эта вражда была только потому, что «так положено».
Все равно у каждого «стартовского» были друзья-приятели из «балетных», «фитильных», «тимуровских» и всех прочих дворов.
А сразу за домом на фотографии, не доходя до красных домов, за железной оградой во дворе была средняя московская школа №44.
Нынче там тоже что-то менторско-педагогическое, но совсем не школа и совсем не номер 44.
Сколько копал гуглы-яндексы, никакой информации о той советской школе нет.
Вообще никакой, даже не упоминается нигде.
Будто и не учился в ней никто и в биографии не указывает.
Какой-нибудь, скажем, Лешка Баландин или Таня Заботина.
Не школа, а морок, наваждение, галлюцинация.
Взяли, и стерли ее ластиком отовсюду, любое упоминание о ней.
Как будто ее и не было вовсе.
А ведь была, дрянь, была, сволочь.
Уж я-то хорошо ее помню.
Ну не повезло мне со школой, не повезло, да.
Оттого я ее всю жизнь презирал и презираю сейчас, и отношусь к ней с брезгливостью и потухшей уже ненавистью.
Потому что все, что с младых ногтей, с детского сада, все что любил, все что интересовало, привлекало — все, блин, в этой школе вытравили напрочь.
Пушкина впервые прочитал уже взрослым после фильма «Маленькие трагедии».
После чего перечитал все тома, что были дома еще с тех, школьных времен.
Из школьной программы много лет после школы вообще больше ничего не читал.
Вот просто блок какой-то стоял, да и по сию пору стоит.
Это ж надо так постараться-то, а!
Ну учителя, ну халдеи чертовы.
Вы не любили ни учеников ни своего предмета.
Отбывали повинность в раздражении и скуке, а ученики лишь добавляли вам беспокойства.
В общем, понимаю, потому прощаю, но все равно тихо ненавижу.
И вас, и школу и уроки ваши бездарные и директора василь-василича, пухлого, в вечном сером отутюженном костюме, похожего на отставного работника первого отдела.
Но вас я снисходительно прощаю, потому что все равно, вопреки вашей неустанной заботе узнал больше, чем вы, при всем желании и тщании могли бы дать, и добился того, чего хотел сам, а не вы со своей школьной программой.
А вот кинотеатр «Старт» добром в памяти остался.
Крючки входной двери щепочкой подцепляли и пробирались на сеанс в темный зал.
Вместо школы.
Ну и правильно, все равно этот кинотеатр и библиотека дали куда больше, чем весь трудовой коллектив московской средней школы №44.
Тьфу на вас.
А по железнодорожной насыпи зимой на санках катались.
По лестнице, которая вела на мост поднимались, и на санках вниз, по насыпи.
Или через Андреевский мост переходили и на Воробьевы горы, в Нескучный сад.
Впрочем, это все пустая ностальгия по забрызганному и поцарапанному школой №44 детству.
Счастливому детству, несмотря ни на что и вопреки всему.
Аминь.

Facebook Twitter Yandex Evernote del.icio.us News2.ru Memori.ru Вконтакте.ru МойМир.ru

6 комментов на “О школе-призраке, мосте-призраке и реальном детстве”

  1. 1 BerlinKa (комментов: 295) Пишет:

    Помню, помню тоже этот чудесный мост, таинственные узкие арки в опорах и мутную реку под ногами сквозь шатающиеся доски… А папа рассказывал, что он в детстве забирался по заклёпкам на самый верх конструкции, и сидел там, сотрясаемый поездами. И ещё пятаки на рельсы клал, чтоб их колёсами раздавило…
    Вы с ним в детстве-юности там не встречались?

    Откопала случайно интересное: про историю строительства и переноса моста писала когда-то "Наука и жизнь":
    http://nauka.relis.ru/13/9907/13907038.htm

    А школа действительно мистическая… Даже в Одноклассниках не упоминается, хотя там чего только нет.

  2. 2 Pepsimist (комментов: 1159) Пишет:

    Да, самым красивым и интересным были эти гранитные опоры с узкими бойницами в глубине арок. Опоры закрывали тебя почти со всех сторон и там чувствовал себя защищенным, что приятно. А с Лешкой мы в этих опорах пару раз винцо пили. Именно потому, что место было уютным и слегка мистическим, вполне в нашем духе.
    Про то, как он забирался на верх дуги рассказывал как-то.
    А о детстве-юности мы с ним много говорили, гадали, отчего же не видели друг друга, хотя и жили в соседних дворах и было множество общих знакомых. Видимо, так надо было.

    Статью видел, конечно. Там пара любопытных фотографий, но крошечного размера. Вообще, старый Андреевский мост, видимо, снимали не часто или же те кто снимал не очень дружат с интернетом, потому что катастрофически мало его фотографий до разрушения. Собственно, в статье почти все, которые удалось найти.

    Пару лет назад я даже справился с брезгливостью и специально завел аккаунт в этих одноклассниках, чтобы найти хоть какое-то упоминание о школе, но так и ушел не солоно хлебавши. Помойка все же, эти одноклассники и прочие места сборищ социально активного и одинокого электората.

  3. 3 Андрей Бархатов (комментов: 23) Пишет:

    а) Мне повезло ив советской школе, на уроках литературы. И повезло не с преподавателями (их у меня было много, так как 4 школы сменил… переезжали все), а повезло мне с моей мамой. Которая мен выучила читать, когда мне еще 4-х лет небыло. И в школе мене не отбили любовь к Пушкину и Гоголю, которых я прочел сильно заранее, и потому мне было плевать, какую там идейную роль партии они усмотрели в текстах. А еще мне повезло с товарищами, и с книгами которые были изданы "не у нас". И повезло за эти чтения, за слова мои глупые в глаза учителю истории, повзло мне- быть "на учете" в милиции. И за это меня очень поздно взяли в пионеры и вообще не взяли в комсомольцы. И поделом мне. Повезло.

    б) Очень многие хорошие фотографы, вовсе не дружат с интернетом. Сколько мне удалось оцифровать уникальных снимков взятых "с рук" у талантливых людей. А сколько они не дают "нивкакую".

    в) А я не смог преодолеть брезгливость, и нет меня в Одноклассниках. А вот "В контакте" меня все заманили… дочки…

  4. 4 Pepsimist (комментов: 1159) Пишет:

    Дошкольное чтение, конечно, сильно выручило и помогло фильтровать школьную программу по литературе, но вот Пушкин у меня в дошкольную библиотеку не попал. Многие другие, совсем не детские авторы и книги попали, а Александр Сергеевич почему-то нет. Ну, вопреки стараниям советской педагогики я это все же потом наверстал.
    Гоголя, к которому уже успели привить отвращение, полюбил после того, как сходил в театр на Ревизора с Соломиным. Вот только тогда я открыл для себя Гоголя, а не школа, не преподаватели, которые как раз наоборот, сделали все для того, чтобы я его ненавидел.
    Ну вот жаль, жаль, что эти фотографы не желают оцифровывать свои архивы, потому что кто знает, что с ними, с архивами будет после них. Кому они будут нужны и кто будет с ними возиться, хранить, разбирать. Да выкинут просто за ненадобностью и все. Москвы уже нет, так не будет и фотографий Москвы. Так что по башке их, фотографов надо бить и заставлять оцифровывать.

  5. 5 Андрей Бархатов (комментов: 23) Пишет:

    Не только фотографы не хотят оцифровывать свои архивы. Но и аудио коллекционеры и прочие. Сколько старичков уже умерло, и коллекции их или были разворованы (а я потом собирал у их родни и просто левых людей по крохам) А сколько вообще сгинуло невесть куда.
    А ведь я просил на время и по несколько штук и с гарантией возврата. И знали они мня не один день. Толку то… столько уникального фото, аудио, литературного материала пропало… рукописи и фотки еще как горят. Уж Булгакову ли не знать, на своем опыте

  6. 6 Pepsimist (комментов: 1159) Пишет:

    Вот меня всегда удивляла эта скаредность противоестественная, нежелание поделиться, ничего при этом не теряя. И ведь, наверное же, соображали, что после них все пропадет, все что делали, все что собирали, копили, холили и лелеяли. Но все равно упорно и глупо чахли над своими сундуками, так ничего и не оставив в итоге. Глупо и обидно.

    А в Одноклассники я попал где-то в самом их начале, и только для того, чтобы найти кого-нибудь из этой школы, чтобы убедиться, что я не сошел с ума и не потерял напрочь память. Убедиться так и не смог, ибо так и не нашел никого, но больше туда не заходил. Думаю и аккаунта моего там давным давно уже нет. И хорошо. Ненавижу.

Оставить комментарий

Ваш первый комментарий модерируется, поэтому появится не сразу.
Комментарии со ссылками проходят модерацию обязательно.
Комментарии, где в поле имени прописан ключевик, реклама, слоганы — удаляются.