Маск без маски

Илон Маск

Разговор с работающим во Фермонте с ведущим архитектором Tesla по Big Data Алексеем Ильяшевым предприниматель Алексей Крол Крол опубликовал в своем Facebook.

Сейчас появилось много статей, о том, что де Tesla в жутких убытках, прибыли нет, а Илон Маск, как обычно — вводит в заблуждение. Статьи пишут разные аналитики, в т.ч. числе и местные, поэтому послушаем человека, который работает там, и знает ситуацию примерно в 10000 раз лучше.
Алексей — пример очень грамотного профессионала, плюс у него отлично развит здравый смысл. Общались мы почти 4 часа, поэтому будут тезисы — вопросы и ответы.

У Теслы нет прибыли? Что за фигня?

Тесла на продаже каждой машины имеет рентабельность 25%, в то время как средняя рентабельность по отрасли 10-11%, а в лакшери сегменте не более 15%. Тесла — стартап, который стремительно расширяется, и вся операционная прибыль инвестируется в расширение производства и развитие сети зарядных станций. Люди вообще не понимают, что такое Тесла.
К примеру один тут написал — “Тесла оборудование из Европы возит самолетами. Это же безумно дорого. Все возят морем… А потом убытки.” Человек не понимает, что мы имеем больше убытков от 2х-месячного простоя линии, если повезем морем, чем если мы за 2 дня доставим самолетом. Сейчас предзаказов уже на 5 ярдов. Мы уже заработали. Нам надо быстрее расшивать узкие места.

А почему ты упомянул про зарядные станции?

Сейчас «Тесла» построила уже более 10 тыс. станций суперчарджеров, где вы можете зарядиться за 30 минут. К примеру у Model 3 емкость аккумулятора 75 кВт, а суперчарджер дает 120 кВт/час. Т.е. машина заряжается на 80% за несколько минут, и полностью примерно за 30-40 минут. Зарядки хватает на 315-350 миль. Цена за 1 кВт — 20 центов. Дома можно заряжаться за 10 центов, но домашняя зарядка — это на всю ночь. В планах в этом году построить еще 10К зарядных станций.
Каждая станция имеет 20 зарядных гнезд, это значит если подъехало 20 машин, станция раздает более 2 МВ/ час. Это надо такую станцию построить, подвести электричество, получить разрешения. При этом владельцы Model S заряжаются бесплатно, а Model 3 уже платно — это поток кеша. Ни у каких других производителей электрокаров такой сети нет.

Да, но на всех парковках полно зарядных гнезд.

Ну да, средняя мощность зарядки на парковке 9 кВт/ час, это значит зарядка идет в среднем 6-7 часов, а цена 40 центов/кВт. Для сравнения — дома зарядка — 10 центов/кВт, но 9 часов. У Теслы 30 минут и 20 центов. Поэтому зарядки пустые.

(Я подтверждаю — при обилии зарядок, 90% они пустые. Обычно на парковке, даже крупной — не более 5 сосков.)

То есть инвесторы доверяют?

Ну смотрите. Пойдем от простого. В Тесле есть система месячных оценок каждого работника. Если результаты хорошие, то предлагают премию, которую можно взять тремя способами — кеш, купить акции сейчас, или опцион, чтобы купить в три раза больше акций.
Почти все выбирают опцион, т.е. почти все сотрудники постоянно покупают акции компании. Почему? Потому что выгода немедленная. Сегодня они смогли выпустить 500 машин/день. Маск написал об этом в Твиттере, цена акций в моменте подскочила. Работник сразу видит результат труда.
Важно — акции в Тесле дают всем, а не только белым воротничкам. Это всех делает заинтересованными, и ниже вы поймете, как это работает.
Другой пример: На мясокомбинатах работники обычно никогда не едят продукции, потому, что знают как она делается. На Тесле почти все сотрудники поголовно покупают Теслу.

Блумберг написал, что все электрокары убыточны, и это развод лохов, а Тесла — самый большой развод.

Все электромобили, кроме Теслы убыточны. Как я уже говорил у Теслы 25% положительная рентабельность на каждой проданной машине, а у всех нет. Почему? Потому, что все в Америке производят так называемые compliance car — суть в том, что в США и особенно в Калифорнии действуют строгие нормы по расходу бензина. Если автомобиль расходует много бензина, компании платят штрафы. Огромные штрафы.
Чтобы снизить расход топлива им надо тратить миллиарды на создание экономичных двигателей, но они пошли другим путем. Они берут шасси, заказывают в Samsung электропривод, электронику, аккумуляторы и получается какой-нибудь — Шевроле Волт. На таком автомобиле компания терпит убыток в среднем 6000-9000 долларов. Более того, для автодилеров электрокары жутко невыгодны, потому, что все автодилеры зарабатывают не на продаже автомобилей, а на сервисе, а сервис для электрокаров почти нулевой. Ну сколько у вас холодильник может работать? 20-30 лет без остановки? В электрокаре движущиеся частей очень мало. Таким образом, компании снижают нагрузку штрафов. Поэтому все, кто производят электрокары, кроме Теслы — это ни о чем.
В Тесла ситуация обратная, каждый год она продает кредиты по этой квоте почти на 200 млн. долларов тем компаниям, у которых с этим задница.
Все заявления крупных автопроизводителей — это пр, потому, что у них нет ни компетенций, ни системы, ни сети зарядных станций.

Что с Китаем?

Китай снижает ввозную пошлину с 25% до 15%. При этом на складах были машины Теслы, которые БЫЛИ завезены с УЖЕ уплаченной пошлиной 25%. Тесла объявила, что даже эти машины она будет продавать по ставке пошлины 15%. ВСЕ машины со складов ушли за день. Почему Тесла ТАК может? Потому что ее рентабельность 25% на машину.
Трамп обещает поднять ввозную пошлину для зарубежных автопроизводителей с 2,5% до 15%, и он это сделает. Это удар для всех, кто ввозит машины в США, и не собирает их здесь.
Китай обычно заставляет любую иностранную компанию, которая работает на его территории создавать предприятия, где 50%+ принадлежат китайцам. Для производителей электрокаров такое положение отменено. Теперь Тесла сможет построить там завод. Илон Макс считает, что надо построить в среднем по одному заводу на континент + пара гигафабрик, в США — 2-3 завода.
Китай объявил, что после 2030 года все машины на ДВС будут запрещены.

Что на Тесле думают о смене модели прибыли в автопроме от продаже автомобилей к продаже сервисов?

Не просто думают, а уже внедрена. К примеру пользователи Model 3 пишут, что система управления неудобная, потому что на панели даже нет спидометра, подвеска жесткая. Они не понимают. Model 3 уже спроектирована на модель сервисной экономики, а не экономики владения. Там уже все hardware под это стоит.
К примеру, в салоне установлены внутренние камеры, которые снимают все, что происходит внутри салона. Они ПОКА не подключены, ждут апдейта операционной системы машины. Зачем? Легко! Машина устанавливает рейтинг для каждого пассажира — кто-то нормально в машине ведет себя, кто блюёт, кто сиденья режет, и на основе этого рассчитывается его персональный кредитный рейтинг.
Это тот же Uber, только без водителя. Вы выходите из дома, нажимаете кнопку, и в течении минут машина с автопилотом приедет к вам, и везет куда надо. Так вот, если у вас кредитный рейтинг низкий, то тариф для вас будет выше, или вообще вам выдаст сообщение — «Хочешь резать сидения? Купи машину. А сейчас, извини, мы тебя не повезем!».
Кстати для машины с автопилотом приборная доска не нужна. Вся подготовка под автономию L5 уже сделана, она будет внедрена в течении 3-4 лет. Ни у кого такого актива нет, потому что автопилот это не умный алгоритм на машине, а сеть ВСЕХ автопилотов во всех машинах, которые ПОСТОЯННО УЧАТСЯ. На данный момент только у Теслы есть такая сеть и такой массив данных. Короче, это считайте SkyNet как из Терминатора, и он есть только у Теслы.

Есть связь между Теслой и SpaceX?

Конечно. Маск в течении пары лет запускает собственную группировку спутников, чтобы раздавать бесплатный инет по всей планете. Многие думают — Маск — дурак, зачем ему это надо? Это они — не понимают.
Сейчас основной трафик, который растет в интернете — это трафик M2M. К примеру каждая машина Тесла постоянно обменивается огромным массивом информации с центром. Сейчас для этого в машину устанавливается симка сотового оператора, и этот трафик владелец оплачивает. Деньги получают телекомы.
А теперь представьте, что через 4-5 лет связь с инетом будет даже у памперса, прокладки, не говоря уже об утюгах, холодильниках. Куда они будут этот трафик кидать, и кому за это платить? Сотовым операторам? Нет! Весь этот трафик заберет группировка Илона Маска.
Если ты купил машину Тесла, то тебе это бесплатно, а если ты не во Вселенной Тесла, то плати. Дешевле, чем телефонам, но все равно объем чудовищный. Практически Маск создает самую большую телеком группу в истории, и забирает большую часть трафика.
Но и это еще не все. Маск планирует выйти на 1 пуск/неделю носителей с полезной нагрузкой до 25 тонн по самой дешевой по рынке цене. Никто на планете пока не построил пуски на конвейер, а Маск это делает. К кому пойдет рынок? Почему? Потому что сейчас букинг пуска идет подчас за 1,5 года.

Есть связь между Теслой и Solar City?

Ну пример. Маск подписал контракт с Австралией на строительство социального жилья на 50 тыс. человек. В чем смысл? Да это все будет одна большая солнечная электростанция, в которой будут жить люди. Там панели, аккумуляторы и люди. 250 МГ это не для регулярной выработки, а для компенсации пиковых нагрузок. Государство решает жилищную проблему для бедных + строит резервный аккумулятор и электростанцию в одном флаконе.
Опять же, представьте, по всей земле ездят электромобили. Сейчас Маск покупает электричество у генерирующих компаний, но через небольшое время он будет покупать энергию для своих электрокаров у себя.

Чем Тесла отличается от крупных корпораций?

Тесла — это стартап, до сих пор. Стартап — это когда любой человек может задать вопрос любому человеку, даже главному. Корпорация — это масса барьеров, уровней иерархий. Маск недавно опубликовал письмо для всех сотрудников: «Если у вас есть какая-то идея, предложение, критика, надо решить вопрос — идите сразу к тому, кто этот вопрос может решить. Если вдруг возникает цепочка типа — докладная менеджеру, потом высшему менеджеру, потом вице-президенту, тот расписал и далее вниз, то УВОЛЮ ВСЮ ЦЕПОЧКУ!».

Каково значения Илона Маска для сотрудников компании?

Огромное. Маск приезжает по средам и производительность подскакивает на 30%. Все хотят показать как они работают. Маск оказывает огромное мотивирующее действие и не боится никуда залезать. Его ведущая роль — он постоянно разрушает барьеры в коммуникации и дает здравый смысл.
К примеру поставлена задача — машина должна сходить с конвейера, и сразу отправляться к клиенту. Но в отличии от всех машин в мире, наша машина это больше компьютер, чем машина, поэтому с того момента, как искусственный интеллект машины оживает, он постоянно самотестирует состояние машины. И когда на выходе запускается финальный самотест, то машина выдает список дефектов, которые она обнаружила, и которые надо исправить. Там лампочка не горит, там датчик не отвечает, там болт закручен не с тем усилием.
И для удаления дефектов создали спец. департамент, который берет машину после конвейера, быстро устраняет дефект и направлять в логистику. Ну и директор департамента, естественно, постоянно оптимизирует этот процесс и горд собой. После чего приезжает Маск и говорит — ты чем занимаешся? Зачем ты оптимизируешь процесс устранения дефекта? Ты должен пойти на тот участок, где этот дефект возникает и заставить тот департамент сделать так, чтобы дефект не появлялся.

А что Маск постоянно разруливает такие мелкие вопросы?

Нет, есть система, но Маск может залезть куда угодно, где угодно и когда угодно. Как говорится — на то и щука в море, чтобы карась не дремал. Вплоть до того, если ему говорят, что где-то затык, он может пойти на конвейер и начать буквально делать то, что делает рабочий. Разумеется, на заводе отлажена система постоянной оптимизации, но важный момент — к Маску может обратится любой, с любой идеей, и Маск отвечает. А если вопрос серьезный, то всегда сдвинет его.

А как работает система оптимизации?

Ну, грубо говоря, каждого инженера, который что-то разработал заставляют встать на конвейер и под руководством работяги попробовать собрать то, что он напридумывал. Очень вправляет мозги.

И даже можно обратится через голову старшего менеджера?

Да, без проблем.

А если менеджер будет недоволен и начнет мстить?

Нет проблем. Тут же жалоба в HR департамент, они открывают кейс и начинают расследование. Есть очень много метрик.
Недавно был случай — один из директоров привел работать какого-то своего знакомого — очень крутого менеджера. Тот сразу поставил себя, типа я начальник высокого уровня и все такое. Ну ладно, лишь бы был результат. И на каком-то совещании он реально нахамил тому человеку, который его привел. Ну глупость, очевидно. Тот просто подал жалобу в HR департамент, те стали разбираться, опрашивать всех и выяснилось, что никому он не нравится, много нареканий, но никто не поднимал бучу, ну потому как вроде директор его привел и покрывал. В результате уволили за 3 дня.

Увольняют легко?

Быстро и со свистом. Будь ты вице-президент или работяга. У каждого есть perfomance index + месячные ревью как со стороны руководства, коллег и подчиненных. Если что не так, что 3 этапа: 1) пожурят 2) тренинг 3) если необучаемый — на улицу. Никто не церемонится.

Незаменимых нет?

Незаменимых нет!

А как з/п?

Ниже, чем по рынку.

А почему работают?

Интересно, престижно, дают акции. В Долине это только дурак не понимает. В редких корпорациях акции дают всем. Тесла. Илон Маск.

Это важно?

Да, это важно. Маск — икона, звезда. Он создает будущее, ему верят. Боятся, скрежещут зубами иногда, но идут за ним. Он — Лидер.

А что, текучки нет?

На конвейере есть большая текучка — работа рутинная, механическая, и надо, блин, работать, конвейер-то идет. В разных подразделениях разная текучка. Маск ставит большие задачи и жестко требует. Не всем это нравится.

А что, все такие сознательные и мотивированные?

Люди разные, в целом, когда у тебя есть акции, это очень мотивирует. Ты думаешь — от меня что-то зависит. Акции растут, и я заработаю. Меньше по**изма. Но, разумеется, люди разные есть. Но пока мы стартап, у нас нет отрицательного отбора. В целом мы очень динамично развиваемся, и человек с мозгами всегда может найти себя.

А у тебя есть Тесла?

Две штуки. У дочери остался бензиновый автомобиль, хочу поменять на Теслу.

Как оцениваются люди?

Есть показатели производительности и разные ревью начальства, коллег, подчиненных. Раз в месяц и раз в квартал. Если ревью положительные, то з/п растет. Если ревью отрицательно — з/п не растут, а если несколько месяцев подряд — и не обучаемый — на выход.

Это для всех?

Да.

Насколько ты или кто-то свободен в выборе инструментов для решения проблем?

Абсолютно. Единственный ограничивающий фактор — цена. Если хочешь купить какой-то инструмент/софт дороже 1 млн. долларов — обоснуй лично Маску. Если более 0,5 млн. долларов, то VP, а если какая-то мелочь или OS — без проблем. К примеру сначала у нас была ERP от SAP — очень дорого. Потом, когда процессы поняли, создали свою — лучше и чудовищная экономия. От SAP отказались.

Почему многих Маск раздражает?

Он работает 80 часов в неделю.

Источник


Оставить комментарий

Ваш первый комментарий модерируется, поэтому появится не сразу.
Комментарии со ссылками проходят модерацию обязательно.
Комментарии, где в поле имени прописан ключевик, реклама, слоганы — удаляются.