Брендятина

Что есть искусство?
Всеобщий бессловесный договор о том, что считать великим, что средневеликим, а что — бездарной мазней.
Со временем оно все переворачивается, меняется местами, чем-то дополняется, перемешивается, и снова идет по бесконечному кругу.
Искусство основано на корыстном манипулировании и честном заблуждении.
Тридцать лет за дикие деньги коллекционеры перекупали друг у друга найденный на каком-то чердаке шедевр великого, гениального художника с именем не менее известным, чем Шанель или Макдоналдс, толпы восторженных зрителей пускали слезы и слюни, любуясь шедевром в музеях и разглядывая его на глянцевых страницах модных журналов.
Были написаны десятки узкоспециальных исследований и монографий, седые, лысые и заросшие бородами искусствоведы, вдохновенно откинув умные головы рассуждали о великолепии гения, о непостижимой колористике мастера, его фантастически выстроенной, полной скрытых смыслов композиции, о непостижимой технике мазка, невероятным образом создающей особую иллюзию реальности, и несли прочую академическую восторженно-философическую чушь.
Через тридцать лет выяснилось, что шедевр написан не тем известным «брендовым» художником, еще сто лет назад увешанным всеми возможными регалиями, а великолепным фальсификатором, талантливым, и тоже гениальным художником.
Но у этого гениального художника был один, но роковой изъян — он был никем, на нем не стояло клейма, не висел бейджик с артикулом и ценой, за ним не было рекламной истории, и никто не озаботился созданием его бренда.
А без бренда, ты не художник, а пачкун, холстомарака, ноль без единицы.
А потому он ничего не стоил.
Работы его покупали редко, за ничтожные суммы, и лишь после скандала с поддельным шедевром цены ненадолго поднялись, а после снова имя его ушло в небытие вместе с работами.
Но тут ведь главное что?
В самой картине ничего не изменилось, даже рама осталась прежней.
Изменилось в головах.
Поменялось отношение, с картины вдруг сняли громкую торговую марку — и сразу поблекли краски, рассыпалась композиция, обнаружились изъяны в технике и вообще «что-то не то, не цепляет, простовато как-то, и даже банально».
Картину еле-еле продали за смешную цену какому-то дурачку-коллекционеру, специализирующемуся на подделках, искусствоведы сбрили бороды, отрастили накладные шевелюры и брезгливо-стыдливо отворачивались от своих бывших панегириков и аллилуй, а публика вовсе забыла о бывшем шедевре.
Прошло восемь лет, и оказалось, что шедевр таки действительно принадлежал кисти того самого давно умершего художника с отвисшей до пола харизмой и здоровенным брендом во всю стену выставочного зала.
А вся эта история с подделкой была тщательно продумана и виртуозно осуществлена парой умных людей, которые ни черта не смыслили в искусстве, но отлично разбирались в людях.
И им плевать было и на колористику и на изящество мазка и на громкое имя автора, которое им все равно ничего не говорило.
Их интересовали только деньги, но не простые деньги, а большие.
И деньги эти они получили, и, я считаю, сравнительно честным путем, заодно показав (сами того не желая), что галерейного искусства нет, есть лишь случайное суждение о нем, случайным же образом сложившееся в тот или иной образ.
Искусство — в мозгах, в душах, и более нигде.
Смотришь, и не можешь оторваться, или быстро проходишь мимо, скучая.
Плевать на подпись, название, провенанс, сертификаты подлинности и регалии автора или галериста.
Они важны для денег, но не для искусства.
Обычному здравому человеку в картине важна она сама, а не небрежный автограф в углу.

Брендятина

Facebook Twitter Yandex Evernote del.icio.us News2.ru Memori.ru Вконтакте.ru МойМир.ru

Оставить комментарий

Ваш первый комментарий модерируется, поэтому появится не сразу.
Комментарии со ссылками проходят модерацию обязательно.
Комментарии, где в поле имени прописан ключевик, реклама, слоганы — удаляются.